На самом деле, не прям уж новые — беглое гугление показало, что похожие схемы встречались уже как минимум год назад. Но я с таким столкнулась впервые, так что хочу поделиться.
Итак, звонит «сотрудник» Tele2. Уже интересно, т.к. я уже несколько лет как перешла от них в МТС, договор с ними расторгнут. После сброса первого звонка тут же перезванивает, причем с другого номера. Итого были использованы номера Мегафона и Йоты. Хм, интересно, почему Теле2 не звонит мне с номеров Теле2? Но звонящий говорит уверенно и напористо, правильно называет ФИО, номер телефона, бывшего и текущего оператора. Ладно, послушаем, что человек так настойчиво хочет сказать.
Кратко по тезисам:
-
срок действия номера моего телефона подходит к концу в июле этого года;
-
из-за санкций протокол бырбырбыр (неразборчиво) обновляется, оборудование операторов меняется;
-
чтобы номер поддерживал обновленные протоколы, необходимо его продлить;
-
продление АБСОЛЮТНО бесплатное, продлить номер можно на 5/10/15 лет, все, что для этого нужно сделать — это сказать оператору код, который сейчас придет в смс.
Тут же приходит смс с кодом от МТС_ID, и «сотрудник Теле2», не теряя времени, начинает его выяснять. После того, как мне два раза «не пришел» код, он начал интересоваться, сенсорный или кнопочный у меня телефон. Услышав, что у меня кнопочный телефон, звонящий, видимо, понял, что ему ничего не светит, и завершил разговор.
Как несложно догадаться, сотрудник был никакой не сотрудник, и сказанное было в основном чушью:
-
номер может быть отключен за неактивность в течение определенного срока, но если он активный, то никакое продление ему не требуется;
-
у операторов действительно могут быть проблемы с оборудованием из-за санкций, однако продление номеров абонентов им тут ничем не поможет;
-
если где-то и возникнут проблемы с совместимостью с новым оборудованием, то вас попросят заменить сим-карту, продление номера тут не поможет;
-
настоящий работник сотового оператора не будет просить вас назвать код из смс по телефону; там в смс не зря написано про «не сообщайте ко никому»;
-
персональные данные, скорее всего, взяты из очередной слитой базы данных.
В МТС также подтвердили, что продление номера не требуется.
Сам развод, в принципе, прост как валенок, вот как он предположительно должен был развиваться:
-
Мошенник прикидывается работником оператора, забалтывает абонента и уговаривает назвать код из смс.
-
С помощью кода мошенник клонирует сим-карту/привязывает на себя мобильный банк/что угодно.
-
…
-
Profit!
-
Если жертва по какой-то причине не хочет называть код, то мошенник убеждает установить программу удаленного управления, и далее сам смотрит этот код на экране жертвы в момент прихода уведомления.
В общем, не попадайтесь. Если вам кажется, что вам звонит работник оператора с искренним желанием помочь, то вам кажется.